Острый гипокалиемический паралич вследствие передозировки препарата, содержащего корень солодкиОстрый гипокалиемический паралич вследствие передозировки препарата, содержащего корень солодки

N. A. Suponeva1, M. A. Piradov1, S. S. Nikitin1, V. P. Alferova1
1Научный центр неврологии РАМН, Москва, Россия

Аннотация


Впервые в отечественной литературе описан случай передозировки корнем солодки у пациента 28 лет, страдающего кодеиновой наркоманией и длительно принимающего комбинированный препарат от кашля («Коделак»). После ОРВИ у больного развились нарастающая проксимальная мышечная слабость, гипокалиемия, рабдомиолиз, артериальная гипертензия, метаболический алкалоз и расстройство дыхания. На фоне комбинированного приема антагониста альдостерона (спиронолактон) и препаратов калия состояние больного в течение 2 недель нормализовалось. Действие солодки связано с подавлением 11-бета-гидроксистероид дегидрогеназы типа 2, что вызывает симптоматику вторичного гиперальдостеронизма. В группу риска развития гипокалиемических параличей вследствие передозировки солодки также попадают пожилые пациенты с хроническими заболеваниями трахеобронхиального дерева, самостоятельно и бесконтрольно принимающие препараты растительного происхождения, свободно продающиеся в аптечной сети.

Ключевые слова

гипокалиемия; острый паралич; передозировка солодкой; гиперальдостеронизм; рабдомиолиз; метаболический алкалоз

Полный текст:

PDF

Литература

Гусев Е.И., Коновалов А.Н. Неврология и нейрохирургия. М.: Медицина, 2000.

Калинин А.П., Котов С.В. Неврологические расстройства при эндокринных заболеваниях. М.: Медицина, 2001.

Козловская Л.В., Фомин В.В., Моисеев С.В. и др. Гипокалиемия у взрослых. Справочник поликлинического врача. М., 2005; т. 4: 3.

Сердюкова Н.Б. Наркотики и наркомания. Ростов на Дону: Феникс, 2000.

Armanini D., Fiore C., Mattarello M. et al. History of the endocrine effects of licorice. Exp. Clin. Endocrinol. Diabetes 2002; 110: 257–261.

Conn J. Primary aldosteronism, a new clinical syndrome. J. Lab. Clin. Med. 1955; 45: 6–17.

Conn J., Rovner D., Cohen E. Licorice-induced pseudoaldosteronism. Hypertension, hypokaliemia, aldpsteronopenia, and supressed plasma renin activity. JAMA 1968; 205: 492–496.

Cooper M., Bujalska I., Rabbitt E. et al. Modulation of 11beta-hydroxysteroid dehydrogenase isozymes by proinflammatory cytokines in osteoblasts: an autocrine switch from glucocorticoid inactivation. J. Bone Miner. Res. 2001; 16: 1037–1044.

Farese R., Biglieri E., Shackleton C. et al. Licorice-induced hypermineralocorticoidism. N. Eng. J. Med. 1991; 325: 1223–1227.

Kageyama Y., Suzuki H., Saruta T. Glycyrrhizin induces mineralo-corticoid activity through alterations in coltisol metabolism in the human kidney. J. Endocrinol. 1992; 135: 147–152.

Kossintseva I., Wong S., Johnstone E. et al. Proinflammatory cytokines inhibit human placental 11beta- hydroxysteroid dehydrogenase type 2 activity through Ca2+ and cAMP pathways. Am. J. Physiol. Endocrinol. Metab. 2006; 290: 282–288.

Stedwell R., Allen K., Binder L. Hypokalemic paralyses: a review of the etiologies, pathophysiology, presentation, and therapy. Am. J. Emerg. Med. 1992; 10: 143–148.

The Japan Society for Oriental Medicine Precautionary Instruction. In: Introduction to KAMPO. Elsevier, Tokyo, 2005: 90–91.

Yasue H., Itoh T., Mizuno Y. et al. Severe hypokalemia, rhabdomyolysis, muscle paralysis, and respiratory impairment in a hypertensive patient taking herbal medicines containing licorice. Intern. Med. 2007; 46: 575–8.