Виртуальная реальность как метод восстановления двигательной функции руки
- Авторы: Хижникова А.Е.1, Клочков А.С.1, Котов-Смоленский А.М.1, Супонева Н.А.1, Черникова Л.А.1
-
Учреждения:
- ФГБНУ «Научный центр неврологии»
- Выпуск: Том 10, № 3 (2016)
- Страницы: 5-12
- Раздел: Технологии
- Дата подачи: 31.01.2017
- Дата публикации: 03.02.2017
- URL: https://annaly-nevrologii.com/journal/pathID/article/view/57
- DOI: https://doi.org/10.17816/psaic57
- ID: 57
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Последствия перенесенных нарушений мозгового кровообращения серьезно снижают качество жизни пациентов. Одной из наиболее приоритетных задач восстановления бытовой и социальной активности пациентов является восстановление базовых моторных навыков, таких как: способность достигнуть объект, манипулировать им, координировать движения двух рук. Для успешного восстановления движений необходимо проведение тренировок в среде, максимально приближенной к реальной, активное участие пациента, а также наличие интерактивной обратной связи, позволяющей пациенту контролировать правильность выполнения двигательной задачи и корректировать собственные усилия. С развитием компьютерных технологий появилась возможность усовершенствовать классические подходы в реабилитации пациентов, перенесших инсульт. Для соблюдения данных условий и успешного целенаправленного обучения конкретной двигательной задаче активно применяются технологии виртуальной реальности (ВР). Технической основой ВР послужили компьютерное моделирование и компьютерная имитация, а также трехмерная визуализация, позволяющая реалистично отображать движение на экране. Данные технологии позволяют воссоздать необходимое рабочее пространство для тренировки моторного навыка, обеспечить интерактивную обратную связь и высокую интенсивность реабилитации. В статье приведена информация о развитии подобных технологий в области двигательной реабилитации функций верхней конечности, сравнительный анализ применяемых и разрабатывающихся в настоящий момент систем и перспективы развития ВР в нейрореабилитации.
Ключевые слова
Об авторах
Анастасия Евгеньевна Хижникова
ФГБНУ «Научный центр неврологии»
Email: Anton.S.Klochkov@gmail.com
Россия, Москва
Антон Сергеевич Клочков
ФГБНУ «Научный центр неврологии»
Автор, ответственный за переписку.
Email: Anton.S.Klochkov@gmail.com
Россия, Москва
Артем Михайлович Котов-Смоленский
ФГБНУ «Научный центр неврологии»
Email: Anton.S.Klochkov@gmail.com
Россия, Москва
Наталья Александровна Супонева
ФГБНУ «Научный центр неврологии»
Email: Anton.S.Klochkov@gmail.com
ORCID iD: 0000-0003-3956-6362
д.м.н., член-корреспондент РАН, рук. отд. нейрореабилитации и физиотерапии
Россия, МоскваЛюдмила Александровна Черникова
ФГБНУ «Научный центр неврологии»
Email: Anton.S.Klochkov@gmail.com
Россия, Москва
Список литературы
- Клочков А.С., Черникова Л.А. Роботизированные и механотерапевтические устройства для восстановления функции руки после инсульта. Русск. мед. журн. 2014; 22 (22): 1589–1592.
- Мокиенко О.А., Люкманов Р.Х., Черникова Л.А. и др. Интерфейс мозг–компьютер: первый опыт клинического применения в России. Физиология человека. 2016; 42 (1): 31.
- Столярова Г.Р. Ткачева Л.Г. Реабилитация больных с постинсультными двигательными расстройствами. М.: Медицина, 1978: 57.
- Суслина З.А., Иллариошкин С.Н., Пирадов М.А. Неврология и нейронауки – прогноз развития. Анн. клинич. и эксперим. неврол. 2007; 1 (1): 5–9.
- Умарова Р.М., Черникова Л.А., Танашян М.М. и др. Нервно-мышечная электростимуляция в острейший период ишемического инсульта. Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры. 2005; 4: 6–8.
- Устинова К.И., Черникова Л.А. Виртуальная реальность в нейрореабилитации Анн. клинич. и эксперим. неврол. 2008; 2 (4): 34–39.
- Черникова Л.А. Роботизированные системы в нейрореабилитации. Анн. клинич. и эксперим. неврол. 2009; 3 (3): 30–36.
- Черникова Л.А., Иоффе М.Е., Прокопенко Р.А. и др. Применение технологии виртуальной реальности при восстановлении движений в паретичной руке у больных, перенесших инсульт. Физиотерапия Бальнеология Реабилитация. 2011; (3) 3–7.
- Черникова Л.А., Пирадов М.А., Супонева Н.А. и др. Высокотехнологичные методы нейрореабилитации при заболеваниях нервной системы В кн.: Неврология XXI века: диагностические, лечебные и исследовательские технологии Руководство для врачей. Под ред. М.А. Пирадова, С.Н. Иллариошкина, М.М. Танашян. М.,2015: 274–331.
- Adamovich S.V., Fluet G.G., Mathai A. et al. Design of a complex virtual reality simulation to train finger motion for persons with hemiparesis: a proof of concept study. J Neuroeng Rehabil. 2009; 17 (6):28. PMID: 19615045 doi: 10.1186/1743-0003-6-28
- Adams R.J., Lichter M.D., Krepkovich E.T. et al. Assessing upper extremity motor function in practice of virtual activities of daily living. Trans Neural Syst Rehabil Eng. 2015; 23 (2): 287–296. PMID: 25265612 doi: 10.1109/TNSRE.2014.2360149
- Bao X., Mao Y., Lin Q. et al. Mechanism of Kinect-based virtual reality training for motor functional recovery of upper limbs after subacute stroke. Neural Regen Res. 2013; 8 (31): 2904–2913. PMID: 25206611 doi: 10.3969/j.issn.1673-5374.2013.31.003
- Beebe J.A., Lang C.E. Active range of motion predicts upper extremity function 3 months after stroke. Stroke. 2009; 40 (5): 1772–1779. PMID: 19265051 doi: 10.1161/STROKEAHA.108.536763
- Bonnechère B., Jansen B., Salvia P. et al. Validity and reliability of the Kinect within functional assessment activities: comparison with standard stereophotogrammetry. Gait Posture. 2014; 39 (1): 593–598.PMID: 24269523 doi: 10.1016/j.gaitpost.2013.09.018
- Bourbonnais D., Vanden Noven S., Carey K.M., Rymer W.Z. Abnormal spatial patterns of elbow muscle activation in hemiparetic human subjects. Brain. 1989; 112 (1): 85–102. PMID: 2917281
- Bourbonnais D., Vanden Noven S., Pelletier R. Incoordination in patients with hemiparesis. Can J Public Health. 1992; 83 (2): 58–63.PMID: 1468052
- Cameirão M.S., Badia S.B., Duarte E et al. The combined impact of virtual reality neurorehabilitation and its interfaces on upper extremity functional recovery in patients with chronic stroke. Stroke. 2012; 43 (10): 2720–2728. PMID: 22871683 doi: 10.1161/STROKEAHA.112.653196
- Cameirão M.S., Badia S.B., Oller E.D. et al. Neurorehabilitation using the virtual reality based Rehabilitation Gaming System: methodology, design, psychometrics, usability and validation. J Neuroeng Rehabil. 2010; 22; 7: 48. PMID: 20860808 doi: 10.1186/1743-0003-7-48
- Carr J.H., Shepherd R.B. Motor Relearning Programme for Stroke.Rockville: Aspen Publishers, 1983; 172.
- Chirivella P., del Barco M. et al. NeuroAtHome: A software platform of clinical videogames specifically designed for the cognitive rehabilitation of stroke patients. Brain Injury, 2014; 28 (5–6): 517–878.
- Cirstea M.C., Levin M.F. Compensatory strategies for reaching in stroke. Brain. 2000; 123 (5): 940–953. PMID: 10775539
- Cruz-Neira C., Sandin D., DeFanti T. et al. The CAVE: Audio Visual Experience Automatic Virtual Environment. Communications of the ACM, 1992; 35 (6): 64–72. doi: 10.1145/129888.129892
- Dhurjaty S. The economics of telerehabilitation. Telemed J E Health. 2004; 10 (2): 196–199. PMID: 15319049 doi: 10.1089/tmj.2004.10.196
- Gagliardo P., Ferreiro G., Izquierdo A. et al. NeuroAtHome: A software platform of clinical videogames specifically designed for the motor rehabilitation of stroke patients. Brain Injury, 2014; 28 (5–6): 517–878.
- Galvin J., Levac D. Facilitating clinical decision-making about the use of virtual reality within pediatric motor rehabilitation: describing and classifying virtual reality systems. Developmental neurorehabilitation. 2011; 14 (2): 112–122.
- Grimes G. Digital data entry glove interface device US Patent 4,414,537, 1983.
- Hailey D., Roine R., Ohinmaa A. et al. Evidence of benefit from telerehabilitation in routine care: a systematic review. J Telemed Telecare 2011; 17 (6): 281–287. PMID: 21844172 doi: 10.1258/jtt.2011.101208
- Iosa M., Morone G., Fusco A. et al. Leap motion controlled videogamebased therapy for rehabilitation of elderly patients with subacute stroke: a feasibility pilot study. Top Stroke Rehabil. 2015; 22 (4): 306–316. PMID: 26258456 doi: 10.1179/1074935714Z.0000000036
- Jack D., Boian R., Merians A.S. et al. Virtual reality-enhanced stroke rehabilitation. Trans Neural Syst Rehabil Eng. 2001; 9 (3): 308–318. PMID: 11561668 doi: 10.1109/7333.948460
- Jonassen D. Handbook of Research on Educational Communications and technology. 2nd ed., Lawrence Erlbaum Associates Inc., Publishers.2004: 461–498.
- Kiper P., Agostini M., Luque-Moreno C. et al. Reinforced feedback in virtual environment for rehabilitation of upper extremity dysfunction after stroke: preliminary data from a randomized controlled trial. Biomed Res Int. 2014; 2014: 752128. PMID: 24745024 doi: 10.1155/2014/752128
- Krijn M., Emmelkamp P.M., Olafsson R.P. et al. Virtual reality exposure therapy of anxiety disorders: a review. Clin Psychol Rev. 2004;24 (3): 259–281. PMID: 15245832 doi: 10.1016/j.cpr.2004.04.001
- Lamson R. VR in Psychotherapy Virtual Therapy of Anxiety Disorders. CyberEdge Journal. 1994; (4): 1–28.
- Lanier J., Minsky M., Fisher S. et al. Virtual Environments And Interactivity: Windows To The Future. ACM Siggraph Panel Proceedings. 1989.
- Laver K., George S., Thomas S. et al. Virtual reality for stroke rehabilitation: an abridged version of a Cochrane review. Eur J Phys Rehabil Med. 2015; 51 (4): 497–506. PMID: 26158918
- Lewis G.N., Rosie J.A. Virtual reality games for movement rehabilitation in neurological conditions: how do we meet the needs and expectations of the users? Disabil Rehabil. 2012; 34 (22): 1880–1886. PMID: 22480353 doi: 10.3109/09638288.2012.670036
- Lippman A. Movie maps: An application of the optical videodisc to computer graphics 1980. In SIGGRAPH Conf. Proc., 32–43.
- Merians A.S., Fluet G.G., Qiu Q. et al. Robotically facilitated virtual rehabilitation of arm transport integrated with finger movement in persons with hemiparesis. J Neuroeng Rehabil. 2011; 16 (8): 27. PMID: 21575185 doi: 10.1186/1743-0003-8-27
- Pietrzak E., Cotea C., Pullman S. Using commercial video games for upper limb stroke rehabilitation: is this the way of the future? Top Stroke Rehabil. 2014; 21 (2): 152–162. PMID: 24710975 doi: 10.1310/tsr2102-152
- Saposnik G., Teasell R., Mamdani M. et al. Effectiveness of virtual reality using Wii gaming technology in stroke rehabilitation: a pilot randomized clinical trial and proof of principle. Stroke. 2010; 41 (7): 1477–1484. PMID: 20508185 doi: 10.1161/STROKEAHA.110.584979
- Simpson L.A., Eng J.J. Functional recovery following stroke: capturing changes in upper-extremity function. Neurorehabil. Neural Repair. 2013; 27 (3): 240–250. PMID: 23077144 doi: 10.1177/1545968312461719
- Trombly C.A., Thayer-Nason L., Bliss G. et al. The effectiveness of therapy in improving finger extension in stroke patients. Am J Occup Ther. 1986; 40 (9): 612–617. PMID: 3766683 doi: 10.5014/ajot.40.9.612
- Truelsen T., Piechowski-Jozwiak B., Bonita R. et al. Stroke incidence and prevalence in Europe: a review of available data. Eur J Neurol 2006;13: 581–198. PMID: 16796582 doi: 10.1111/j.1468-1331.2006.01138.x
- Viau A., Feldman A.G., McFadyen B.J. et al. Reaching in reality and virtual reality: a comparison of movement kinematics in healthy subjects and in adults with hemiparesis. J Neuroeng Rehabil. 2004; 14; 1 (1): 11.PMID: 15679937 doi: 10.1186/1743-0003-1-11