Нейропластичность, музыка и мозг
- Авторы: Боголепова И.Н.1, Кротенкова М.В.1, Коновалов Р.Н.1, Агапов П.А.1, Малофеева И.Г.1, Бикмеев А.Т.2
-
Учреждения:
- Научный центр неврологии
- Башкирский государственный медицинский университет
- Выпуск: Том 18, № 1 (2024)
- Страницы: 72-78
- Раздел: Оригинальные статьи
- Дата подачи: 20.05.2023
- Дата принятия к публикации: 13.10.2023
- Дата публикации: 05.04.2024
- URL: https://annaly-nevrologii.com/journal/pathID/article/view/993
- DOI: https://doi.org/10.54101/ACEN.2024.1.8
- ID: 993
Цитировать
Аннотация
Введение. Изучение влияния музыки на мозг человека является одной из важных проблем нейронауки, т.к. позволяет расширить наше представление о нейропластичности мозга.
Цель исследования — изучение особенностей структурной организации мозга профессиональных музыкантов.
Материалы и методы. С помощью магнитно-резонансной томографии исследовали 27 мозгов (54 полушария) мужчин-музыкантов, женщин-музыкантов и людей, не имеющих отношения к музыке. Все исследуемые были в возрасте 20–30 лет, без неврологических и психических заболеваний. Измеряли объём серого вещества и толщину коры различных корковых формаций в правом и левом полушариях мозга.
Результаты. Установлены принципиальные изменения строения мозга профессиональных музыкантов (мужчин и женщин) в сравнении с мозгом людей, не имеющих отношения к музыке. Отмечены особенности макроскопического строения триангулярной области речедвигательной зоны Брока мозга музыкантов. Установлено увеличение объёма серого вещества мозга музыкантов и его отдельных корковых формаций, в частности, верхней височной извилины, речедвигательной зоны Брока, гиппокампа, верхней теменной дольки и ряда других структур. Показано увеличение толщины коры корковых структур мозга музыкантов в сравнении с мозгом немузыкантов.
Заключение. Систематические занятия музыкой изменяют структурную организацию мозга, установлено значительное увеличение объёма серого вещества и толщины коры различных корковых формаций в правом и левом полушариях мозга музыкантов по сравнению с людьми контрольной группы.
Ключевые слова
Полный текст
Введение
Одной из важных проблем нейронауки является нейропластичность, или пластичность мозга. Под термином «нейропластичность» подразумевают способность мозга перестраиваться в функциональном и структурном смысле под влиянием внешней среды, профессиональной деятельности, а также психологического стресса [1–5].
Одним из первых учёных, использовавших в своих исследованиях термин «нейронная пластичность», был Сантьяго Рамон-и-Кахаль, однако этот термин он применил при описании нейрона как основной и фундаментальной единицы мозга. Этот термин впоследствии использовали в основном для описания процесса регенерации периферической нервной системы [6].
Применение микроэлектродов в нейрофизиологических исследованиях позволило учёным регистрировать электрические сигналы нейронов и, таким образом, уточнить взаимодействия между отдельными нейронами, составляя структурно-функциональные карты мозга. D. Hubel и T. Wiesel, исследуя в 1960-х гг. мозг животных, показали, что у молодых животных, особенно между 3-й и 8-й неделями постнатального периода, мозг отличается большой пластичностью. Эти учёные также впервые доказали, что функциональная карта мозга может изменяться — они показали изменения работы корковых структур мозга у животных с нарушениями зрения [7–9].
В последующих экспериментальных работах выявлено, что структурно-функциональные карты мозга характеризуются динамичностью [10–12].
Большой вклад в изучение нейропластичности внесли исследования мозга здорового и больного человека методами магнитно-резонансной томографии (МРТ). Впервые были показаны изменения мозга человека в результате влияния его профессиональной деятельности.
Музыка играет большую роль в эмоциональной жизни человека. Во многих современных публикациях убедительно показано влияние музыки на память, ритм и восприятие времени. Слушая музыку, человек может успокаиваться, расслабляться, или музыка побуждает его к энергичным движениям и танцам. Профессиональные занятия музыкой перестраивают жизнь человека [13, 14], однако почти нет исследований, посвящённых изучению мозга музыкантов.
Целью настоящего исследования стало изучение особенностей структурной организации мозга профессиональных музыкантов.
Материалы и методы
С помощью МРТ исследовано 27 мозгов (54 полушария): 9 мужчин контрольной группы, 9 женщин контрольной группы, 5 мужчин-музыкантов и 4 женщин-музыкантов. Все участники исследования были в возрасте 20–30 лет, не страдали психическими и неврологическими заболеваниями. Все мужчины-музыканты и женщины-музыканты играют на фортепьяно с детства, имеют высшее музыкальное образование по специальности «фортепиано». В настоящее время они работают преподавателями по классу «фортепьяно», концертмейстерами или дают сольные концерты.
Исследование проводилось при добровольном информированном согласии пациентов. Протокол исследования одобрен Этическим комитетом Научного центра неврологии (протокол № 7-4/22 от 29.08.2022).
Измеряли общий объём серого вещества, белого вещества, ряда корковых структур, нижней лобной извилины, оперкулярной области речедвигательной зоны Брока, парагиппокампальной извилины, верхней височной извилины, височного полюса и других образований мозга, а также толщину коры нескольких областей мозга.
Исследование выполнено на ультравысокопольном магнитно-резонансном томографе «Magnetom Prisma» («Siemens») в режиме Т1 MP2RAGE в сагиттальной плоскости в количестве 176 срезов с толщиной среза 1 мм и параметрами сканирования TR = 5000,0 ms, ТЕ = 2,74 ms, TI1 = 700 ms, TI2 = 2500 ms, flipangle1 = 4°, flipangle2 = 5° и размером матрицы 256 мм. Реконструкция поверхности мозга проведена путём обработки полученных МРТ-изображений с использованием инструментария для обработки МРТ-данных CAT12, созданного на базе пакета компьютерной математики «Matlab». В соответствии со стандартной процедурой, описанной в руководстве приложения CAT12, использовали модуль «Segment». Объём серого вещества и толщину коры мозга вычисляли с использованием CAT12 в модуле «ROI Tools» на основе двух атласов: «neuromorphometrics» и «aparc_a2009s_thickness».
Статистическую обработку данных выполняли с использованием пакетов программ «Statistica v. 8» и «Rver.4.x». Достоверность различий между значениями показателей мозга музыкантов и мозга людей контрольной группы оценивали методами непараметрической статистики с использованием U-критерия Манна–Уитни. Отличия считали значимыми, если значение уровня статистической значимости удовлетворяло условию p < 0,05. Для удобства представления данных в статье приведены медианные значения величин (M) и интерквартильный размах (Q1–Q3).
Результаты
Установлены принципиальные изменения строения мозга мужчин-музыкантов в сравнении с мозгом мужчин контрольной группы и мозга женщин-музыкантов в сравнении с мозгом женщин контрольной группы. При сравнительном анализе макроскопического строения зоны Брока левого полушария (ЛП) мозга у женщин-музыкантов установлено более сложное строение триангулярной области коры мозга мозга, чем у женщин контрольной группы. В мозге женщин-музыкантов в сравнении с мозгом женщин контрольной группы отмечается наличие дополнительных бороздок, особенно в триангулярной области, и слияние триангулярной области с оперкулярной областью и орбитальной областью мозга за счёт наличия межуточных формаций, увеличивающих размеры как триангулярной, так и оперкулярной области (рис. 1, 2).
Рис. 1. Строение зоны Брока мозга женщины-музыканта, ЛП. Зелёным цветом обозначена триангулярная область, синим — оперкулярная.
Fig. 1. Structure of Broca’s area in the brain of a female musician, LH. Triangular region is shown in green; opercular region is shown in blue.
Рис. 2. Строение зоны Брока мозга женщины контрольной группы, ЛП. Зелёным цветом обозначена триангулярная область, синим цветом — оперкулярная.
Fig. 2. Structure of Broca’s area in the brain of a female non-musician, LH. Triangular region is shown in green; opercular region is shown in blue.
У мужчин-музыкантов относительный объём серого вещества в процентном отношении к общему объёму мозга был больше по сравнению с относительным объёмом серого вещества мозга мужчин контрольной группы (р = 0,048), значение медианы относительного объёма серого вещества мозга мужчин контрольной группы равняется 36,00 ± 4,05%, а величина медианы относительного объёма серого вещества мозга мужчин-музыкантов увеличивается до 40,25 ± 3,68%. Для женщин изменения не могут быть отмечены как значимые (p = 0,44; рис. 3).
Рис. 3. Относительный объём серого вещества мозга мужчин и женщин контрольной группы и музыкантов, % общего объёма мозга.
Fig. 3. Relative volume of gray matter in male and female non-musicians and musicians, % of total brain volume.
Настоящее исследование показало, что величины объёма ряда корковых структур в мозге мужчин-музыкантов и женщин-музыкантов больше объёма тех же корковых структур мозга мужчин и женщин контрольной группы. Значение медианы объёма оперкулярной области речедвигательной зоны Брока нижней лобной извилины в правом полушарии (ПП) мозга мужчин контрольной группы равняется в среднем 2,53 ± 0,94 см³, а медиана объёма аналогичной области речедвигательной зоны Брока в ПП мозга мужчин-музыкантов достигает 2,82 ± 0,10 см³. В ЛП мозга мужчин-музыкантов наблюдалась такая же тенденция. Медианное значение объёма оперкулярной области речедвигательной зоны Брока в ЛП мозга мужчин контрольной группы равняется в среднем 2,42 ± 0,62 см³, а в мозге мужчин-музыкантов — 2,72 ± 0,09 см³.
Отмечено некоторое увеличение объёма гиппокампа в мозге музыкантов (р = 0,57) — значение медианы объёма гиппокампа в ПП мозга мужчин контрольной группы равняется 3,25 ± 0,19 см³, а в ПП мозга мужчин-музыкантов — 3,32 ± 0,36 см³.
Следует подчеркнуть изменение объёма корковых структур в височной области мозга мужчин-музыкантов по сравнению с теми же структурами мозга мужчин контрольной группы (рис. 4). Значение медианы объёма верхней височной извилины в ПП мозга мужчин контрольной группы равняется 5,27 ± 0,88 см³, а у мужчин-музыкантов увеличивается до 6,34 ± 0,72 см³ (р = 0,048). В ЛП также наблюдается увеличение значения медианы объёма верхней височной извилины: у мужчин контрольной группы объём равняется 5,53 ± 0,73 см³, а у мужчин-музыкантов — 5,95 ± 0,45 см³ (р = 0,110). У женщин-музыкантов значение медианы объёма верхней височной извилины в ПП составляет 5,63 ± 0,38 см³, у женщин контрольной группы — 5,46 ± 0,62 см³ (р = 0,604). Медианное значение объёма верхней височной извилины в ЛП составляет 5,10 ± 0,77 см3 и 5,32 ± 0,51 см3 соответственно (р = 0,604).
Рис. 4. Объём верхней височной извилины мозга музыкантов и людей контрольной группы, см3.
Fig. 4. Volume of superior temporal gyrus in musicians and non-musicians, cm3.
Установлена тенденция увеличения объёма верхней теменной дольки мозга музыкантов (рис. 5). У мужчин контрольной группы в ПП мозга значение медианы объёма верхней теменной дольки равняется 6,58 ± 1,33 см³, а у мужчин-музыкантов — 7,58 ± 2,20 см³ (р = 0,072), в ЛП значения составляли 7,21 ± 1,40 и 7,89 ± 1,61 см³ соответственно (р = 0,368). У женщин в ПП значение медианы объёма верхней теменной дольки равнялось 6,40 ± 1,19 см³, у женщин-музыкантов — 7,71 ± 1,19 см³ (р = 0,076). В ЛП медианное значение объёма верхней теменной дольки у женщин контрольной группы составляло 7,14 ± 1,16 см³, у женщин-музыкантов — 8,04 ± 1,18 см³ (р = 0,330).
Рис. 5. Объём верхней теменной дольки мозга музыкантов и людей контрольной группы, см3.
Fig. 5. The volume of the upper parietal lobule of the brain of musicians and people of the control group, cm3.
В настоящем исследовании установлено увеличение толщины коры ряда корковых формаций мозга музыкантов. Например, значение медианы толщины коры ангулярной извилины ЛП мозга мужчин контрольной группы равняется 2,04 ± 0,29 мм, а у мужчин-музыкантов — 2,20 ± 0,19 мм (р = 0,283). В ПП наблюдается аналогичное увеличение толщины коры ангулярной извилины: у мужчин контрольной группы — 2,13 ± 0,23 мм, у мужчин-музыкантов — 2,30 ± 0,18 мм (р = 0,048). У женщин-музыкантов толщина коры ангулярной извилины также больше по сравнению с женщинами контрольной группы (р = 0,017 и р = 0,034), причём у женщин отличия в обоих полушариях являются статистически значимыми, тогда как у мужчин статически значимо только отличие в ПП.
Отмечается тенденция увеличения толщины коры верхней височной извилины (латеральной части) мозга мужчин-музыкантов — у мужчин контрольной группы значение медианы толщины коры этой корковой области равняется в ЛП 2,42 ± 0,30 мм, а у мужчин-музыкантов — 2,68 ± 2,68 мм (р = 0,109); в ПП мужчин контрольной группы значение медианы толщины коры верхней височной извилины достигает 2,38 ± 0,22 мм, а у мужчин-музыкантов — 2,71 ± 0,11 мм (р = 0,073). У женщин контрольной группы медиана толщины коры латеральной части верхней височной извилины составляла в ЛП 2,55 ± 0,33 мм, в ПП — 2,66 ± 0,18 мм, а толщина аналогичной коры у женщин-музыкантов равнялась 2,63 ± 0,18 и 2,70 ± 0,27 мм соответственно (р = 0,504 и р = 0,904).
В наших исследованиях также установлены изменения объема planum temporale у музыкантов. У мужчин-музыкантов в ЛП мозга значение медианы объёма planum temporale равнялось 1,84 ± 0,19 см3, а у мужчин контрольной группы — 1,60 ± 0,39 см3 (р = 0,214), в ПП — 1,71 ± 0,18 и 1,41 ± 0,17 см3 соответственно (р = 0,048). У женщин-музыкантов значение медианы объёма planum temporale в ЛП было равно 1,62 ± 0,39 см³, а в ПП — 1,57 ± 0,20 см³. У женщин контрольной группы медианы объёма planum temporale имели примерно те же значения: в ЛП — 1,45 ± 0,12 см³ (р = 0,604), в ПП — 1,42 ± 0,17 см³ (р = 0,199).
Обсуждение
В результате проведённого исследования показаны принципиальные отличия структурной организации мозга музыкантов и лиц контрольной группы. Установлено увеличение объёма ряда корковых структур мозга у мужчин-музыкантов и женщин-музыкантов.
Наши данные согласуются с рядом экспериментальных исследований, которые убедительно показывают, что постоянная тренировка и умственная работа могут приводить к изменению структурной организации мозга людей, повышая общий объём корковых формаций [15].
Музыканты, играющие на фортепиано и достигающие больших результатов в своей профессиональной деятельности, должны много работать. Согласно теории Андреаса Эрикссона, для достижения высоких профессиональных навыков необходимо тренироваться минимум 10 000 ч. Это соответствует примерно 3 ч занятий ежедневно, приблизительно 20 ч в неделю. Эта гипотеза получила название «правило 10 000 часов» [13]. Такие интенсивные систематические занятия и постоянная практика приводят к структурным изменениям всего мозга человека и отдельных корковых структур, в частности. Ряд исследований показывают, что постоянные тренировки людей других профессий также приводят к изменению строения мозга. Об этом свидетельствуют исследования мозга таксистов в Лондоне, где было показано увеличение заднего отдела гиппокампа, который отвечает за пространственное восприятие и пространственную память. Исследователи продемонстрировали, что у водителей такси с большим профессиональным стажем работы наблюдается больший объём каудальных отделов гиппокампа [16]. Обнаружены изменения строения мозга человека при медитации, изучении иностранных языков.
Сравнительный анализ изменения различных отделов мозга музыкантов по сравнению с аналогичными отделами мозга мужчин и женщин контрольной группы убедительно показал увеличение объёма верхней височной извилины.
Наши данные согласуются с данными других авторов, также наблюдавших увеличение planum temporale, особенно в мозге музыкантов [13, 17, 18].
Исследования некоторых учёных указывают на увеличение объёма слуховой коры на 30% в мозге музыкантов по сравнению с тем же отделом коры головного мозга у людей, которые не имели отношения к музыке [19].
В литературе также отмечается, что большое влияние на перестройку мозга музыкантов (пластичность), особенно на изменения височных областей, оказывает абсолютный слух. Однако в литературе описаны знаменитые музыканты (Игорь Стравинский, Майлз Дэвис), у которых абсолютный слух отсутствовал [13].
Сравнительный анализ строения мозга музыкантов и немузыкантов позволил нам установить увеличение верхней теменной области, как в ПП, так и в ЛП. Возможно, это увеличение может быть связано с тем, что верхняя теменная область принимает участие в интеграции сенсорной информации и осуществляет важную роль в процессе чтения музыкального произведения с листа [20, 21].
В наших исследованиях выявлено увеличение парагиппокампальной извилины, особенно в ПП мозга музыкантов, по сравнению с контрольной группой. Это можно объяснить тем, что парагиппокампальная извилина мозга участвует в осуществлении эмоционально-речевых функций. Ряд авторов отмечает активацию и перестройку парагиппокампальной извилины мозга, особенно в ПП, при прослушивании музыки [22].
Проведённые нами исследования выявили увеличение объёма речедвигательной зоны Брока как в мозге мужчин-музыкантов, так и в мозге женщин-музыкантов по сравнению с мужчинами и женщинами контрольной группы. Известно, что занятия музыкой улучшают способность человека обрабатывать звуковые сигналы, а также улучшают речевые функции [23–26]. Некоторые исследователи считают, что речедвигательная зона Брока активно участвует в прослушивании и исполнении музыкальных произведений [27]. С помощью функциональной МРТ показана активация речедвигательной зоны Брока (поля 44 и 45) во время прослушивания любого музыкального произведения, а также отмечается активация премоторной коры (поле 6), орбитальной области нижней лобной извилины (поле 47), верхней височной извилины (поля 21, 37 и 22) [28–30]. Все эти исследования подтверждают тот факт, что процесс речи и музыкальные занятия тесно связаны между собой, а также что музыка стимулирует и улучшает вербальную рабочую память [31, 32].
Большой интерес представляют полученные в наших исследованиях данные, свидетельствующие об увеличении planum temporale у мужчин-музыкантов и женщин- музыкантов по сравнению с лицами контрольной группы. Нами было показано увеличение planum temporale, особенно в ЛП мозга.
В результате настоящего исследования становится очевидным, что систематические занятия музыкой изменяют структурно-функциональную организацию мозга. Проводимые исследования говорят о том, что музыка, вызывающая большие пластические изменения в когнитивных функциях человека, может и должна быть использована в лечении ряда неврологических и психиатрических заболеваний. Лечение музыкой может быть эффективно при реабилитации после инсульта, при нарушениях двигательной активности, тревожных расстройствах и других заболеваниях [33–36].
Заключение
Исследование структурной организации мозга музыкантов убедительно показало наличие значительных пластических изменений большого числа корковых формаций мозга, которые в целом способствуют развитию музыкальных способностей человека, а также речи и когнитивных функций человека.
Об авторах
Ирина Николаевна Боголепова
Научный центр неврологии
Автор, ответственный за переписку.
Email: bogolepovaira@gmail.com
ORCID iD: 0000-0001-8013-2748
https://istina.msu.ru/profile/Bogolepova/
д.м.н., профессор, академик РАН, зав. лаб. цитоархитектоники и эволюции мозга Института мозга
Россия, МоскваМарина Викторовна Кротенкова
Научный центр неврологии
Email: bogolepovaira@gmail.com
ORCID iD: 0000-0003-3820-4554
д.м.н., рук. отд. лучевой диагностики Института клинической и профилактической неврологии
Россия, МоскваРодион Николаевич Коновалов
Научный центр неврологии
Email: bogolepovaira@gmail.com
ORCID iD: 0000-0001-5539-245X
к.м.н., с.н.с. отд. лучевой диагностики Института клинической и профилактической неврологии
Россия, МоскваПавел Алексеевич Агапов
Научный центр неврологии
Email: bogolepovaira@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-9947-7057
к.б.н., с.н.с. лаб. цитоархитектоники и эволюции мозга Института мозга
Россия, МоскваИрина Григорьевна Малофеева
Научный центр неврологии
Email: bogolepovaira@gmail.com
ORCID iD: 0009-0006-5633-8061
м.н.с. лаб. цитоархитектоники и эволюции мозга Института мозга
Россия, МоскваАлександр Тимерзянович Бикмеев
Башкирский государственный медицинский университет
Email: bogolepovaira@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-3352-5255
к.ф.-м.н., зав. лаб. математического моделирования Института фундаментальной медицины
Россия, УфаСписок литературы
- Fuchs E., Flügge G. Adult neuroplasticity: more than 40 years of research. Neural. Plast. 2014;2014:541870. doi: 10.1155/2014/541870
- Davidson R.J., McEwen B.S. Social influences on neuroplasticity: stress and interventions to promote well-being. Nat. Neurosci. 2012;15(5):689–695. doi: 10.1038/nn.3093
- Park D.C., Huang C.M. Culture wires the brain: a cognitive neuroscience perspective. Perspect. Psychol. Sci. 2010;5(4):391–400. doi: 10.1177/1745691610374591
- Shaffer J. Neuroplasticity and clinical practice: building brain power for health. Front. Psychol. 2016;7:1118. doi: 10.3389/fpsyg.2016.01118
- McEwen B.S. Redefining neuroendocrinology: Epigenetics of brain-body communication over the life course. Front. Neuroendocrinol. 2018;49:8–30. doi: 10.1016/j.yfrne.2017.11.001
- Mateos-Aparicio P., Rodríguez-Moreno A. The impact of studying brain plasticity. Front. Cell Neurosci. 2019;13:66. doi: 10.3389/fncel.2019.00066
- Hubel D.H., Wiesel T.N. Brain mechanisms of vision. Sci. Am. 1979;241(3):150–162. doi: 10.1038/scientificamerican0979-150
- Hubel D.H., Wiesel T.N. Receptive fields, binocular interaction and functional architecture in the cat's visual cortex. J. Physiol. 1962;160(1):106–154. doi: 10.1113/jphysiol.1962.sp006837
- Hubel D.H., Wiesel T.N. Receptive fields of single neurones in the cat's striate cortex. J. Physiol. 1959;148(3):574–591. doi: 10.1113/jphysiol.1959.sp006308
- Merzenich M.M., Jenkins W.M. Reorganization of cortical representations of the hand following alterations of skin inputs induced by nerve injury, skin island transfers, and experience. J. Hand Ther. 1993;6(2):89–104. doi: 10.1016/s0894-1130(12)80290-0
- Иглмен Д. Живой мозг. Удивительные факты о нейропластичности и возможностях мозга. М.; 2022. 336 с. Eagleman D. A living brain. Amazing facts about neuroplasticity and brain capabilities. Moscow; 2022. 336 p.
- Giraux P., Sirigu A., Schneider F., Dubernard J.M. Cortical reorganization in motor cortex after graft of both hands. Nat. Neurosci. 2001;4(7):691–692. doi: 10.1038/89472
- Бреан А., Скейе Г.У. Музыка и мозг: как музыка влияет на эмоции, здоровье и интеллект. 2021. М.; 2023. 316 с. Brian A., Skeye G.U. Music and the brain: how music affects emotions, health and intelligence. 2021. Moscow; 2023. 316 p.
- Balbag M.A., Pedersen N.L., Gatz M. Playing a musical instrument as a protective factor against dementia and cognitive impairment: a population-based twin study. Int. J. Alzheimers Dis. 2014;2014:836748. doi: 10.1155/2014/836748
- Schwartz J.M., Begley S. The mind and the brain: neuroplasticity and the power of mental force. N.Y.; 2002. 420 p.
- Maguire E.A., Gadian D.G., Johnsrude I.S. et al. Navigation-related structural change in the hippocampi of taxi drivers. Proc. Natl. Acad. Sci. USA. 2000;97(8):4398–4403. doi: 10.1073/pnas.070039597
- Gaser C., Schlaug G. Gray matter differences between musicians and nonmusicians. Ann. N. Y. Acad. Sci. 2003;999:514–517. doi: 10.1196/annals.1284.062
- Avanzini G. The neurosciences and music. N.Y.; 2003. 548 p.
- Schneider P., Scherg M., Dosch H.G. et al. Morphology of Heschl's gyrus reflects enhanced activation in the auditory cortex of musicians. Nat. Neurosci. 2002;5(7):688–694. doi: 10.1038/nn871
- Панюшева Т.Д. Музыкальный мозг: обзор отечественных и зарубежных исследований. Асимметрия. 2008;2(2):41–54. Panyusheva T.D. Musical brain: a review of domestic and foreign studies. Asymmetry. 2008;2(2):41–54. 21. Павлов А.Е. Музыкальная деятельность и её мозговая организация. Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология. 2007;(4):92–98.
- Pavlov A.E. Musical activity and its brain organization. Bulletin of the Moscow University. Series 14. Psychology. 2007;(4):92–98.
- Уэйнбергер Н. Музыка и мозг. В мире науки. 2005;Февраль:71–77. Weinberger N. Music and the brain. World of Science. 2005;February:71–77.
- Corrigall K.A., Trainor L.J. Enculturation to musical pitch structure in young children: evidence from behavioral and electrophysiological methods. Dev. Sci. 2014;17(1):142–158. doi: 10.1111/desc.12100
- Deguchi C., Boureux M., Sarlo M. et al. Sentence pitch change detection in the native and unfamiliar language in musicians and non-musicians: behavioral, electrophysiological and psychoacoustic study. Brain Res. 2012;1455:75–89. doi: 10.1016/j.brainres.2012.03.034
- Thompson W.F., Schellenberg E.G., Husain G. Decoding speech prosody: do music lessons help? Emotion. 2004;4(1):46–64. doi: 10.1037/1528-3542.4.1.46
- Tierney A., Kraus N. Music training for the development of reading skills. Prog. Brain Res. 2013;207:209–241. doi: 10.1016/B978-0-444-63327-9.00008-4
- Fennell A.M., Bugos J.A., Payne B.R., Schotter E.R. Music is similar to language in terms of working memory interference. Psychon. Bull. Rev. 2021;28(2):512–525. doi: 10.3758/s13423-020-01833-5
- Koelsch S., Fritz T., Schulze K. et al. Adults and children processing music: an fMRI study. Neuroimage. 2005;25(4):1068–1076. doi: 10.1016/j.neuroimage.2004.12.050
- Tillmann B., Bharucha J.J., Bigand E. Implicit learning of tonality: a self-organizing approach. Psychol. Rev. 2000;107(4):885–913. doi: 10.1037/0033-295x.107.4.885
- Tillmann B., Janata P., Bharucha J.J. Activation of the inferior frontal cortex in musical priming. Brain Res. Cogn. Brain Res. 2003;16(2):145–161. doi: 10.1016/s0926-6410(02)00245-8
- Глозман Ш.М., Павлов А.Е. Влияние занятий музыкой на развитие пространственных и кинетических функций у детей младшего школьного возраста. Психологическая наука и образование. 2007;12(3):36–46. lozman Sh.M., Pavlov A.E. The influence of music lessons on the development of spatial and kinetic functions in children of primary school age. Psychological Science and Education. 2007;12(3):36–46.
- Сеунг С. Коннектом. Как мозг делает нас тем, что мы есть. М.; 2018. 442 с. Seung S. Connectome. How the brain makes us what we are. Moscow; 2018. 442 p.
- Särkämö T., Tervaniemi M., Laitinen S. et al. Music listening enhances cognitive recovery and mood after middle cerebral artery stroke. Brain. 2008;131(Pt 3):866–76. doi: 10.1093/brain/awn013
- Schlaug G., Norton A., Marchina S. et al. From singing to speaking: facilitating recovery from nonfluent aphasia. Future Neurol. 2010;5(5):657–665. doi: 10.2217/fnl.10.44
- Sihvonen A.J., Särkämö T., Leo V. et al. Music-based interventions in neurological rehabilitation. Lancet Neurol. 2017;16(8):648–660. doi: 10.1016/S1474-4422(17)30168-0
- Tong Y., Forreider B., Sun X. et al. Music-supported therapy (MST) in improving post-stroke patients' upper-limb motor function: a randomised controlled pilot study. Neurol. Res. 2015;37(5):434–440. doi: 10.1179/1743132815Y.0000000034